Что такое акт выполненных работ простыми словами | ЖМУ
Главная журнала / Словарь удалёнщика / Что такое акт выполненных работ
Проверено экспертом Ольга Ткач, юрист

Что такое акт выполненных работ

6 ноября 2025
0

Получайте оплату от заказчиков через «Мою удалёнку»

Акт выполненных работ — это документ, который составляют и подписывают заказчик и исполнитель. Исполнитель как бы говорит «я доделал свою работу», а заказчик отвечает «я работу принял, претензий нет», только на юридическом языке.

Нужен ли акт самозанятым

Формально самозанятый не обязан составлять акт, если только это прямо не прописано в условиях договора. В то же время подписанный акт защищает права сторон сделки. Исполнитель в нём фиксирует, что он выполнил работу и передал её результат клиенту. А заказчик с помощью акта может отразить расходы в учёте и в случае чего предъявить претензии к качеству работы.

«Моя удалёнка» — сервис для работы самозанятых

Подключайтесь к проектам заказчиков, подписывайте договоры, получайте оплату — и всё это в пару кликов.

Кто и когда составляет акт

На этот счёт правил нет, но обычно это делает исполнитель. Чётких сроков в законодательстве не прописано, чаще всего акт составляют в день окончания работ. Если работы разбиты на этапы, то акты выставляют по окончании каждого из этапов. Опять же, особые сроки можно прописать в договоре.

Как обмениваться актами

Всё зависит от того, как сформировали акт: на бумаге или в электронном виде. Бумажный акт можно передать заказчику лично или отправить по почте. Электронный безопаснее всего отправить через специального оператора по работе с электронными документами (ЭДО). Просто отсканировать или сфотографировать акт и отправить его через мессенджер рискованно. У такого документа нет электронной подписи, а значит, и юридической силы.

Подписывайте документы за пару секунд через «Мою удалёнку»

Выпустим для вас простую электронную подпись, чтобы вы могли подписывать документы по пин-коду.

Существует ли утверждённый бланк акта

И снова нет. Есть унифицированная форма № КС-2, утверждённая Госкомстатом, но подойдёт она только для строительного подряда. Поэтому форму придётся разработать самостоятельно и согласовать с заказчиком. Главное, чтобы в бланке были обязательные реквизиты:

  • наименование — «Акт выполненных работ»;

  • дата составления;

  • ссылка на договор, к которому составляется акт;

  • наименования заказчика и подрядчика;

  • описание и объём выполненных работ;

  • стоимость выполненных работ;

  • должности и подписи заказчика и исполнителя.

Так выглядит правильно составленный акт выполненных работ

Насколько подробно нужно описывать выполненные работы в акте

В идеале — максимально подробно. К примеру, если написали для заказчика статью, так и напишите: «Подготовка статьи…». Также напишите её название, в каком издании и когда вышла. Если издание в интернете — поставьте ссылку на публикацию.

Ниже — таблица с другими примерами формулировок для разных работ.

Работа

Что написать в акте

Установили натяжные потолки в квартире

Установка натяжных потолков ПВХ в квартире заказчика по адресу г. Москва, ул. Яблочная, д. 53, кв. 8

Фотографировали на свадьбе

Фотосъёмка свадебного торжества заказчика (пакет «Свадебный Премиум»)

Перевезли мебель

Перевозка шкафа одностворчатого (материал: ДСП) из квартиры по адресу г. Москва, ул. Академика Королева, д. 17, кв. 189 в частный дом по адресу Московская область, г. Балашиха, Инженерный проезд, д. 17

Можно ли просто написать в акте «выполнение работ»

Это опасно как для заказчика, так и для исполнителя. В первую очередь на расплывчатые формулировки обратят внимание налоговые инспекторы. Они решат, что за ничего не значащими словами стороны прячут фиктивную сделку. То есть никаких работ никто не выполнял, а только получил деньги — а это уже признаки обналичивания. Кроме того, чем подробнее расписаны выполненные работы, тем легче заказчику и исполнителю будет прийти к соглашению, что они выполнены качественно.

Что делать, если у заказчика есть претензии к качеству работ

Это также указывают в самом акте. Если всё в порядке, то так и пишут: «Претензий к качеству и срокам выполнения не имею». Когда же есть разногласия, их либо описывают в акте, либо составляют отдельный документ — мотивированный отказ от приёмки работ. Дальше стороны решают, что с этим делать. Например, можно принять работы как есть и уменьшить их стоимость или согласовать доработки.

Что делать, если акт подписали, а потом обнаружили в нём ошибку

Если обменивались бумажными актами. Исправьте ошибку так: зачеркните её, выше напишите правильные данные. Рядом напишите «Исправлено» и поставьте подписи тех, кто изначально подписывал акт, их ФИО и должности.

Если составляли акт в электронном виде. Можно просто оформить новый правильный документ. Главное — указать в нём, что этот акт составлен взамен ошибочного. Поставьте дату исправления и электронные подписи лиц, составивших акт.


Поделитесь нашей статьей с друзьями и коллегами!

Другие слова