Что такое НЭП простыми словами | ЖМУ
Главная журнала / Словарь удалёнщика / Что такое НЭП
Проверено экспертом Ольга Ткач, юрист

Что такое НЭП

28 декабря 2025
2

Автоматизируйте работу с самозанятыми с помощью «Моей удалёнки»

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — уникальный набор символов, который формируется в специальных программах и подтверждает, что документ подписал конкретный человек. Если подписанный файл кто-то изменит, это будет видно и и подпись на нём станет недействительной.

Какие документы можно подписывать НЭП

НЭП — не универсальная подпись, применение ограничено сервисами, для которых её выпускают. В таблице покажем, где её использовать.

Можно

Нельзя

Внутренний документооборот

Электронные торговые площадки

Интернет-банк

Сервисы сдачи отчётности 

Личный кабинет ИП на сайте налоговой

Сервисы для регистрации ИП и ООО

Платформа от службы занятости «Работа в России»

Система сбора отчётности на сайте Росстата

Сервисы ЭДО с контрагентами


Например, если предприниматель — клиент «Альфа-банка», можно получить там НЭП. Эта подпись подойдёт для операций в сервисе только этого банка.

По умолчанию у НЭП нет такой же юридической силы, как у квалифицированной электронной подписи (КЭП). Чтобы приравнять её к собственноручной подписи, нужно сначала заключить об этом дополнительное соглашение. Например, банки включают такой пункт в договор дистанционного обслуживания, а ИП и компании — в договоры с контрагентами.

Пример условия о применении НЭП в договоре банковского обслуживания

ИП могут использовать её в личном кабинете на сайте налоговой, но не для всех документов. Например, НЭП можно подписывать заявления о зачёте, уведомления об исчисленных суммах налога. А чтобы сдать декларацию по УСН или запросить акт сверки, понадобится КЭП.

Подписывайте документы за пару секунд через «Мою удалёнку»

Выпустим для вас простую электронную подпись, чтобы вы могли подписывать документы по пин-коду.

Можно ли пользоваться НЭП самозанятому

Да, с помощью НЭП можно подписать договор ГПХ, акты выполненных работ и оказанных услуг, дополнительные соглашения, письма, счета на оплату, технические задания. Для этого нужно включить в договор с заказчиком условие о том, что НЭП — аналог собственноручной подписи.

Есть сервисы для работы с самозанятыми, в которых заказчик и исполнитель пользуются НЭП. Она генерируется онлайн и обычно действует год, а после истечения срока нужно выпустить новую. В сервисах условие о признании юридической силы НЭП уже содержится в пользовательском соглашении, поэтому дополнительно его оформлять не нужно.

Как работает НЭП

Для безопасности НЭП состоит из двух ключей:

  • Закрытый — секретный, пин-код от него известен только владельцу подписи. Нужен, чтобы создать электронную подпись.

  • Открытый — доступен всем участникам ЭДО. Нужен, чтобы проверять подпись.

Когда человек подписывает документ НЭП, система использует закрытый ключ, чтобы создать цифровую подпись. При этом в документ вшивается открытый ключ, с помощью которого можно убедиться, что подпись настоящая. Визуально на документе её может не быть, но система сможет подтвердить личность того, кто подписал файл и проверить, не вносились ли изменения.

Чем отличается НЭП от других видов подписей

В таблице покажем отличия НЭП от других подписей.

Критерии

НЭП

ПЭП

КЭП

Где можно использовать

В личном кабинете ИП, во внутреннем документообороте, в интернет-банке и других сервисах

В интернет-банках, маркетплейсах, личных кабинетах сайтов

Везде, это универсальная подпись

Где нельзя использовать

В налоговой, госзакупках, судах, Росреестре и других госорганах

В налоговой, госзакупках, судах, Росреестре и других госорганах

Можно везде 

Можно ли изменить документ после подписания

Да, но подпись станет недействительной

Да

Нет

Нужны ли дополнительные программы и настройки для использования 

Только если подпись хранится на токене

Нет

Да

Где получить

На сайте налоговой, в банках, сервисах ЭДО

Автоматически на сайте или в онлайн-сервисах

ИП и руководители компаний — в налоговой и у её доверенных лиц. Остальные — в аккредитованных удостоверяющих центрах

Сколько стоит

Бесплатно или по тарифам сервиса

Бесплатно

Бесплатно для ИП и руководителей компаний, а для физлиц от 2 000 до 5 000 рублей

Как получить НЭП

НЭП можно сформировать онлайн в личном кабинете ИП на сайте налоговой или в сервисах документооборота, в котором будете её использовать. Подпись от налоговой бесплатная, в коммерческих сервисах тарифы разные. Например, в «Контур.Сайн» это 400–550 рублей за один сертификат НЭП.

Рассмотрим, как ИП оформить НЭП в личном кабинете физлица

Шаг 1. В правом верхнем углу наведите курсор на кнопку со своими ФИО, нажмите на раздел «Настройки профиля», а затем на вкладку «Электронная подпись».

Шаг 2. Выберите, где будете хранить НЭП — на вашем компьютере или в защищённой системе от налоговой. При втором варианте документы можно подписывать НЭП с любых мобильных устройств.

Шаг 3. Придумайте пароль, впишите его в основное и проверочное окошко. В дальнейшем пароль нужно будет вводить при подписании документов в личном кабинете ИП.

Шаг 4. Нажмите кнопку «Отправить запрос». Создание НЭП займёт от нескольких минут до суток.

НЭП от налоговой будет действовать год, потом нужно выпустить новую подпись по тому же алгоритму

Моментальная оплата исполнителям и порядок в документах

Зарегистрируйтесь в «Моей удалёнке» прямо сейчас — это бесплатно.

Как пользоваться НЭП

Если НЭП хранится на специальной флешке — токене, нужно его подключить и нажать кнопку «Подписать». Иногда для дополнительной защиты используют пароль.

Если подпись в облачном хранилище, то есть без токена, при нажатии кнопки «Подписать» чаще всего на телефон приходит подтверждающий код.

В сервисах, для которых нужна НЭП, обычно можно подписывать все документы. Для этого нужно ввести пароль.

Если документ можно подписать с помощью НЭП, в нём будет выбор подписи

Поделитесь нашей статьей с друзьями и коллегами!

Другие слова