Soft Skills (софт скиллы) — личностные качества, навыки общения и поведения, которые помогают взаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей.
Еще 10-20 лет назад работодатели ориентировались на наличие образования, квалификации и опыта, а основное внимание уделяли Hard Skills. Сейчас рекрутеры учитывают и Soft Skills, потому что два специалиста с одинаковыми компетенциями могут делать одну и ту же работу по-разному и с разными результатами.
Какие Soft Skills важны для профессиональной деятельности
Soft Skills необходимы и руководителям, и рядовым сотрудникам. По данным исследований Гарвардского и Стэнфордского университетов, 85% карьерного успеха связано с мягкими навыками. Вот основные из них:
коммуникабельность,
эмоциональный интеллект,
креативность,
тайм-менеджмент,
стрессоустойчивость,
лидерство,
работа в команде,
адаптивность,
критическое мышление,
уверенность в себе,
организованность,
инициативность,
навыки самопрезентации,
установка на развитие и активное обучение.
Бухгалтер, который обладает усидчивостью, аккуратностью, внимательностью, вниманием к мелочам, допустит меньше ошибок в работе, чем бухгалтер, у которого нет этих качеств и навыков.
А для руководителя важны лидерские качества, способность эффективно решать конфликты, высокая коммуникативная культура, критическое мышление, целеустремлённость. Руководитель без этих качеств, вероятно, не сможет завершить проект.
Как Soft Skills помогают в работе
Мягкие навыки помогают построить карьеру. В таблице собрали несколько примеров, как проявляются Soft Skills.
Навык | Что включает | Как проявляется в работе |
Тайм-менеджмент | Умение планировать время, расставлять приоритеты, распределять задачи. | Человек эффективно планирует рабочий день, не перерабатывает и при этом укладывается в сроки без внешнего контроля. |
Стрессоустойчивость | Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях. | Человек умеет решать задачи в нестандартных условиях, принимать взвешенные решения. |
Работа в команде | Умение сотрудничать, находить компромиссы, достигать командных задач. | Человек понимает, какая у него роль и степень ответственности, открыто обсуждает проблемы, помогает коллегам. |
Инициативность | Умение активно действовать и делать первый шаг при решении проблемы. | Человек не ждëт указаний сверху, а самостоятельно ищет возможности для улучшения работы, развития проектов, достижения целей. |
Как понять, какие Soft Skills развивать
Чтобы понять, какие навыки нужны для вашей профессии, изучите требования рынка. Например, посмотрите, что требуют работодатели в вакансиях.

А ещё можно использовать модели компетенций. Это описание и классификация навыков, знаний, умений и характеристик, которые помогают успешно выполнять профессиональные задачи. Например, воспользуйтесь моделью Ломингера. Её разработали в 1991 году Роберт Эйхингер и Майкл Ломбардо. В ходе исследования они выявили качества и навыки, присущие успешным лидерам, и составили обширную библиотеку из 67 Soft Skills. Эта модель помогает оценить сильные и слабые стороны специалистов, особенно менеджеров, топ-менеджеров и директоров.

А чтобы оценить, что нужно развивать вам, задайте себе такие вопросы:
За что ценят топовых специалистов в моей профессии?
Каких высот я хочу достичь в карьере?
Что в работе для меня особенно сложно?
Какие навыки и качества помогают мне делать работу ещё лучше?
На основе ответов определите круг необходимых гибких навыков для развития.
Какие требования к Soft Skills чаще всего встречаются в вакансиях
В июле 2024 года ученые ИТМО провели масштабное исследование: проанализировали 67 000 вакансий и выяснили, что работодатели больше всего ценят в потенциальных сотрудниках.

Как работодатели оценивают Soft Skills при найме
Вот основные способы и инструменты, которые используют рекрутеры:
Собеседование. Например, рекрутер может спросить, как вы раньше справлялись с конфликтами. Или рассказать о ситуациях, где нужно было проявить лидерские качества.
Тесты и опросники. В них есть вопросы на эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и другие гибкие навыки.
Проверка рекомендаций. В них можно найти информацию о прошлом опыте и поведении соискателя.
Анализ соцсетей. В них смотрят, какие у кандидата интересы и мировоззрение и получают дополнительную информацию о личностных качествах и предпочтениях соискателя.
Как развивать Soft Skills
Прокачивать гибкие навыки сложнее, чем твёрдые, потому что они связаны с глубинными привычками и установками. Но это вполне реально. Например, сделать это помогут:
Онлайн-курсы, семинары и тренинги по лидерству и управлению конфликтами.
Книги по коммуникации, личностному развитию и психологии.
Участие в командных проектах, нетворкинге и конференциях.
Работа с коучем или наставником.
Не забывайте применять полученные знания на практике, ведь обучение без практики теряет смысл.