ЖМУ | Важные личностные качества для успешной работы
Главная журнала / Словарь удалёнщика / Что такое Soft Skills
Проверено экспертом Ирина Князева, карьерный консультант, HR-эксперт

Что такое Soft Skills

29 сентября 2025
21

Получайте оплату от заказчиков через «Мою удалёнку»

Soft Skills (софт скиллы) — личностные качества, навыки общения и поведения, которые помогают взаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей. 

Еще 10-20 лет назад работодатели ориентировались на наличие образования, квалификации и опыта, а основное внимание уделяли Hard Skills. Сейчас рекрутеры учитывают и Soft Skills, потому что два специалиста с одинаковыми компетенциями могут делать одну и ту же работу по-разному и с разными результатами.

Какие Soft Skills важны для профессиональной деятельности

Soft Skills необходимы и руководителям, и рядовым сотрудникам. По данным исследований Гарвардского и Стэнфордского университетов, 85% карьерного успеха связано с мягкими навыками. Вот основные из них:

  • коммуникабельность,

  • эмоциональный интеллект,

  • креативность,

  • тайм-менеджмент,

  • стрессоустойчивость,

  • лидерство,

  • работа в команде,

  • адаптивность,

  • критическое мышление,

  • уверенность в себе,

  • организованность,

  • инициативность,

  • навыки самопрезентации,

  • установка на развитие и активное обучение.

Ирина Князева

Ирина Князева

Карьерный консультант, HR-эксперт. Основатель Карьерной школы «Лестница»

Бухгалтер, который обладает усидчивостью, аккуратностью, внимательностью, вниманием к мелочам, допустит меньше ошибок в работе, чем бухгалтер, у которого нет этих качеств и навыков.


А для руководителя важны лидерские качества, способность эффективно решать конфликты, высокая коммуникативная культура, критическое мышление, целеустремлённость. Руководитель без этих качеств, вероятно, не сможет завершить проект.

Как Soft Skills помогают в работе

Мягкие навыки помогают построить карьеру. В таблице собрали несколько примеров, как проявляются Soft Skills.

Навык

Что включает

Как проявляется в работе

Тайм-менеджмент

Умение планировать время, расставлять приоритеты, распределять задачи.

Человек эффективно планирует рабочий день, не перерабатывает и при этом укладывается в сроки без внешнего контроля.

Стрессоустойчивость

Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях.

Человек умеет решать задачи в нестандартных условиях, принимать взвешенные решения.

Работа в команде

Умение сотрудничать, находить компромиссы, достигать командных задач.

Человек понимает, какая у него роль и степень ответственности, открыто обсуждает проблемы, помогает коллегам.

Инициативность

Умение активно действовать и делать первый шаг при решении проблемы.

Человек не ждëт указаний сверху, а самостоятельно ищет возможности для улучшения работы, развития проектов, достижения целей.

Как понять, какие Soft Skills развивать

Чтобы понять, какие навыки нужны для вашей профессии, изучите требования рынка. Например, посмотрите, что требуют работодатели в вакансиях.

Требования к мягким навыкам проджект-менеджера в компании Playtox
Ирина Князева

Ирина Князева

Карьерный консультант, HR-эксперт. Основатель Карьерной школы «Лестница»

А ещё можно использовать модели компетенций. Это описание и классификация навыков, знаний, умений и характеристик, которые помогают успешно выполнять профессиональные задачи. Например, воспользуйтесь моделью Ломингера. Её разработали в 1991 году Роберт Эйхингер и Майкл Ломбардо. В ходе исследования они выявили качества и навыки, присущие успешным лидерам, и составили обширную библиотеку из 67 Soft Skills. Эта модель помогает оценить сильные и слабые стороны специалистов, особенно менеджеров, топ-менеджеров и директоров.

Модель компетенций руководителя проектов

А чтобы оценить, что нужно развивать вам, задайте себе такие вопросы:

  • За что ценят топовых специалистов в моей профессии?

  • Каких высот я хочу достичь в карьере?

  • Что в работе для меня особенно сложно?

  • Какие навыки и качества помогают мне делать работу ещё лучше?

На основе ответов определите круг необходимых гибких навыков для развития.

Какие требования к Soft Skills чаще всего встречаются в вакансиях

В июле 2024 года ученые ИТМО провели масштабное исследование: проанализировали 67 000 вакансий и выяснили, что работодатели больше всего ценят в потенциальных сотрудниках.

Среди самых востребованных Soft Skills — умение работать в команде и навыки делового общения

Как работодатели оценивают Soft Skills при найме

Вот основные способы и инструменты, которые используют рекрутеры:

Собеседование. Например, рекрутер может спросить, как вы раньше справлялись с конфликтами. Или рассказать о ситуациях, где нужно было проявить лидерские качества.

Тесты и опросники. В них есть вопросы на эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и другие гибкие навыки.

Проверка рекомендаций. В них можно найти информацию о прошлом опыте и поведении соискателя.

Анализ соцсетей. В них смотрят, какие у кандидата интересы и мировоззрение и получают дополнительную информацию о личностных качествах и предпочтениях соискателя.

«Моя удалёнка» — сервис для работы самозанятых

Подключайтесь к проектам заказчиков, подписывайте договоры, получайте оплату — и всё это в пару кликов.

Как развивать Soft Skills

Прокачивать гибкие навыки сложнее, чем твёрдые, потому что они связаны с глубинными привычками и установками. Но это вполне реально. Например, сделать это помогут:

  • Онлайн-курсы, семинары и тренинги по лидерству и управлению конфликтами.

  • Книги по коммуникации, личностному развитию и психологии.

  • Участие в командных проектах, нетворкинге и конференциях.

  • Работа с коучем или наставником.

Не забывайте применять полученные знания на практике, ведь обучение без практики теряет смысл.


Поделитесь нашей статьей с друзьями и коллегами!