Тестовое задание — это задача из рабочей практики компании, которую кандидат выполняет в процессе отклика на вакансию.
Зачем нужно тестовое задание
Не всегда по резюме, CV и портфолио можно увидеть навыки специалиста. Например, кандидат может показать не личные проекты, а коллективные или учебные работы, в которых вклад конкретного исполнителя не так очевиден.
С помощью проверочной задачи можно оценить твёрдые и мягкие навыки — допустим, умение находить и анализировать информацию, коммуникабельность, тайм-менеджмент. Например, задаёт ли кандидат вопросы по тестовому или насколько аккуратной у него получилась работа.
В каких профессиях тестовое не нужно
При найме специалистов на простые и линейные специальности — те, в которых важно выполнить работу по чёткой инструкции и придерживаться алгоритма. Например, без тестового принимают на работу кладовщика, таксиста. Для старта в этих сферах достаточно резюме или водительских прав.
Где без тестового не обойтись
В сферах, где сотрудники работают с информацией — анализируют, систематизируют и проверяют её, проводят интервью, участвуют в выпуске продукта.
Получается, что тестовое нужно, например, для найма на многие диджитал-специальности — так ищут копирайтеров, дизайнеров, программистов, менеджеров продукта. Можно попросить кандидатов написать письмо для рассылки или составить SQL-запрос на выборку определённых данных.
Как составить тестовое
Часто проверочное задание составляют на основе реальных рабочих задач — с дополнительными материалами от клиента тестовое получается более комплексным, чем абстрактное «напишите текст о компании».
Прежде всего нужно подобрать проект, который не затрагивает внутреннюю или конфиденциальную информацию. Если компания работает как подрядчик — проверить, можно ли делиться данными клиента в рамках NDA (договора о неразглашении). А затем собрать подробное техническое задание — с целевой аудиторией, примерами итоговых работ и любыми другими материалами. Это могут быть редполитика блога, расшифровка интервью, план раскадровки.
NDA — не просто очередной договор. Это важный документ, который защищает компанию от репутационных рисков. Работодателю важно понимать, какие могут быть виды NDA, что в него включить и как правильно оформить.
Примеры без дополнительных материалов оставили в таблице ниже.
Специальность | Пример тестового задания |
Копирайтер, SMM-специалист | Сделать ресайз статьи в пост для Telegram и VK. Подобрать визуал, в текст вшить ссылку на исходный материал в блоге. Хочется увидеть пост, который вдохновит читателей узнать об этой теме больше. |
Веб-дизайнер | Придумать промо-страницу шапки-невидимки и прислать результат в формате .jpg. |
Моушн-дизайнер | Сделать зацикленную анимацию походки персонажа на 5–15 секунд с учётом 12 принципов анимации. Результат — ролик в формате mp4 и коллект проекта. |
Иллюстратор | Нарисовать к готовой сцене подходящий по стилю фон и приложить файлы с результатом работы в форматах .ai и .jpg или .png. |
HR-менеджер | Описать портрет идеального кандидата на позицию руководителя ивент-проектов. А также предложить пошаговую механику найма. |
Проджект-менеджер | Составить план действий, если исполнитель решил сдвинуть срок сдачи своей работы. Внести изменения в график проекта и сформулировать короткое сообщение этому специалисту. |
Разработчик на Python | Написать программу на Python, которая получает данные о погоде с публичного API и выводит среднюю температуру за последние 5 дней или текущую температуру и описание погоды. Важно использовать библиотеку requests, упорядочить код с помощью функций и классов. |
Когда отправлять кандидатам тестовое
Тестовое задание обычно встраивается в воронку найма — оно помогает отсеять неподходящих кандидатов и ближе познакомиться с отобранными специалистами.
Задачи рассылают на разных этапах собеседования — всё зависит от конкретной цели найма.
Процесс отбора сотрудников можно разделить на 6 шагов — помимо этапов с откликами и тестовыми еще есть онбординг новичков и анализ найма.
Вместе с вакансией. Руководитель получит отклики вместе с выполненными заданиями, но сообщений от потенциальных кандидатов будет немного. Ведь специалисты, которые не успевают подготовить тестовое, просто не будут писать работодателю.
После анализа откликов. Наниматель сможет оценить уровень компетенций в целом и подготовить несколько тестовых заданий — более простое для новичков и «на подумать» для специалистов среднего уровня.
Во время собеседования. Рекрутер или непосредственный руководитель оценивают процесс работы, а не финальный результат. На созвоне в реальном времени достаточно получаса, чтобы увидеть навыки, понять логику и способ мышления.
После собеседования. Затратный для компании вариант. Если выбрать его, то у HR-специалиста или руководителя уйдёт время сначала на просмотр откликов и созвоны, и только потом на оценку навыков специалиста. Но этот вариант не стоит списывать со счетов — он подходит для объёмных тестовых. Например, если компания ведёт бренд-медиа, руководитель может разослать темы статей только опытным авторам, которые прошли предыдущие этапы. Так он оплатит качественные работы, которые затем опубликует.
Как оценить тестовое
Стоит смотреть как на процесс, так и на результат. Если тестовое проходило сразу на созвоне — сколько времени задание заняло, как специалист общался, предлагал ли свежие идеи.
Когда кандидаты выполняют тестовое дистанционно, важен результат — насколько решение качественное и аккуратное. Но не все моменты будут принципиальными. Например, если автор выстроил структуру и логику в тексте, попал в стиль издания, но сдал задачу в MO Word, а не Google Документах — возможно, это не проблема. Ведь можно оценить только сам материал, а потом уже нанятого специалиста дообучить работе в нужном сервисе.
Руководитель может предположить — сотрудники, которые работают в проекте сейчас, сделали бы тестовое на таком же уровне? Если ответ положительный, то и кандидата можно продвинуть на следующий этап найма. |
Нужно ли оплачивать тестовое задание
Точного ответа на вопрос нет. С одной стороны, работодатель сам решает, оплачивать работу кандидатов или нет. С другой, бесплатная задача — это риск набрать небольшое количество откликов на вакансию, упустить ценного специалиста и испортить репутацию.
Все моменты по тестовому важно обсудить с соискателем: какой объем у задачи, будет ли она оплачена и потом использована дальше. Чаще всего кандидаты спокойно воспримут бесплатное тестовое, если оно достаточно быстрое. Например, можно предложить дизайнеру сделать обложку для поста с простой графикой. Такая работа займёт не больше часа, но бизнесу некорректно выкладывать её в своих соцсетях.
Если руководитель собрал полноценное техническое задание для кандидата и рассчитывает в дальнейшем использовать результаты — нужно заплатить. Сумма при этом может быть такой же, как в реальной работе или чуть ниже.